Главная / Путеводитель / Семь сокровищ Таджикистана

Семь сокровищ Таджикистана

Семь сокровищ Таджикистана (Хафт ганчинаи Точикистон) — проект Республиканской общественной организации «Центр развития туризма», целью которого стал поиск семи уникальных историко – архитектурных и природных памятников Таджикистана, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных историко-архитектурных и природных объектов, располагающихся на территории страны. Конкурс финансировался Отделением Международной Организации Института «Открытое Общество» Фонд Содействия в Таджикистане, информационное спонсорство оказано медиа-группой «Азия-Плюс», призы самым активным участникам предоставлены турфирмами «Таджикинтурсервис», «Таджикавиатур». Конкурс проводится при поддержке Министерства Культуры РТ. Выборы семи сокровищ страны происходили посредством SMS голосования.

Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе шёл прием вариантов. В итоге на конкурс поступило 65 объектов со всего Таджикистана. Из этого количества экспертной группой, в состав которой вошли специалисты из Министерства культуры РТ, Исполнительного аппарата Президента, Музея археологии РТ, Национального музея им. М. Бехзода и Отделением Международной Организации Института «Открытое Общество» Фонд Содействия в Таджикистане было отобрано 28 уникальных объектов РТ по 7 из каждого региона страны.

10 июня закончился второй этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса (по количеству поступивших СМС сообщений).

15 июня стартовал заключительный третий этап результатом которого стали 7 уникальных объектов Таджикистана.

Итоги конкурса были объявлены 9 сентября 2009 года в день празднования Дня независимости Республики Таджикистан. Финалистами конкурса, стали: Поселение Саразм, Древний Пенджикент, Долина «Хафткул», Городище Хульбук, Долина Сарихосор (Балджуван), Гарм Чашма (Памир Ишкашим), и наибольшее количество голосов набрала Гиссарская крепость.

Все эти уникальные объекты запечатлены в красочном иллюстрированном журнале «Хафт ганчинаи Точикистон».

Гиссарский историко-культурный заповедник

В 30 км от Душанбе (4-5 км от поселка Гиссар) расположилась одна из главных достопримечательностей Таджикистана – Гиссарский историко-культурный заповедник. Под этим названием сегодня объединены археологические и архитектурные памятники разных эпох, находящиеся на территории около 86 га.

Местонахождение заповедника – Гиссарская долина. Это обширная межгорная впадина по которой протекают реки Кафирниган, Каратаг, Ширкент. Жизнь в этом месте началась еще в каменном веке, в IV–III тысячелетиях до нашей эры. Позднее территория долины входила в состав Бактрии, потом Греко-Бактрийского и Кушанского государств. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь археологами остатки древних городищ и поселений. Сегодня, правда, от них остались лишь округлые насыпи, называемые «тепа» — «холм». В средние века Гиссар был городом, известным своим ремесленничеством и рыночным центром. В XVIII — XIX веках он превратился в Гиссарское бекство – одно из 28 владений Бухарского эмирата. С этих времен сохранилась Гиссарская крепость, которая сегодня превращена в музей под открытым небом.
В конце 80 – х. XX века в Гиссаре был создан уникальный историко-культурный заповедник.

Сюда входят:
1. Гиссарская крепость с аркой (воротами). Она построена вручную. Ей 2500 лет. Арк — это главные ворота. Они были построены в XVI веке, сегодня полностью отреставрированы.
2. Регистан (площадь перед крепостью).
3. Старое медресе. Средневековое учебное заведение, было построено в XVI веке. Площадь медресе – 2250 кв. м .
4. Новое медресе.
5. Караван-сарай (гостиница). Кирпичный караван-сарай был построен в 1808 г. во время правления Саидби Атолика и использовался в качестве гостиницы.
6. Мечеть «Чашмаи мохиён» «Каменная Мечеть» была построена в VIII в., две веранды и башня в XIV в. Сегодня полностью отреставрирована.
7. Мечеть «Сангин».
8. Мавзолей «Махдуми Аъзам». Является историческим памятником XVI в., Мавзолей был построен на месте могилы Ходжи Мухаммеда Хайвоки. Площадь мавзолея – 609 кв. м
9. Исторический музей, расположенный в здании Старого медресе. Здесь представлены уникальные памятники и экспонаты (более 3200 экземпляров), найденные во время раскопок на территории города Гиссар и за его пределами.

Гиссарская крепость.

Бывшая резиденция бека, наместника бухарского эмира, расположена в 26 км на запад от столицы. Крепость со стенами толщиной 1 м, с бойницами для ружей и пушек охранялась стражей. Внутри были бассейн и сад. К главному входу вели крупные лестницы и террасы, обложенные кирпичом. До наших дней они, к сожалению, не сохранились, как, впрочем, и все здание дворца. Единственное, что осталось от крепости, монументальные ворота из жженого кирпича с двумя цилиндрическими башнями, между которыми расположена стрельчатая арка, так строилось большинство ворот Бухары XVIII–XIX веков. Но даже этот фрагмент сегодня смотрится очень величественно и впечатляюще. Напротив крепости шумела базарная площадь с караван-сараем и множеством лавок. Напротив входа в крепость сохранилось Старое медресе XVII в., в котором изучали Коран. Рядом стоит Новое медресе XVIII-XIX вв. Здесь же мавзолей XVI-XVII вв. С Гиссарской крепостью связан ряд легенд, поддерживаемых местными жителями. Согласно одной из них, крепость построил Афросиаб для защиты от Рустама (прославленные герои произведения Фирдавси «Шахнаме»). Другая легенда гласит, что праведный халиф Али приехал в эти места на своём коне Дуль-дуль проповедовать ислам и остановился на горе, которая в наши дни носит название Пои-Дуль-дуль (к западу от Гиссара). Под видом акробата-канатоходца он пробрался с горы в крепость, но здесь был узнан и пленён. Но его верный конь принёс ему меч Зульфикара. С помощью этого меча он истребил всех врагов, в том числе и злого волшебника, который в то время владел крепостью. Рядом с крепостью растут две огромные чинары, которым примерно 500–700 лет.

Старое и Новое медресе. Старое медресе – Медресеи-кухна (XVI–XVII вв.) – кирпичное сооружение с входом-порталом, увенчанное куполом. При входе внутрь взору открывается широкий двор, который по периметру опоясывают худжры (кельи). Еще в начале XX века здесь обучались от 100 до 150 учащихся. Занятия прекратились лишь в 1921 году. Также в Старом медресе сохранилось помещение библиотеки. Новое медресе – Медресеи-нав (XVII–XVIII вв.), к сожалению, почти разрушено. От него сохранился только двухэтажный фасад.

Рядом со Старым медресе расположен мавзолей Махдуми Аъзама (XVI–XVII вв.). Махдуми Аъзам в переводе означает «Величайший господин» и является не именем, а скорее титулом или прозвищем. Любопытно, что на территории Центральной Азии имеется несколько комплексов под этим названием, которые связывают с различными, реально существовавшими людьми: государственными или религиозными деятелями. Кто похоронен в Гиссарском мавзолее, пока остается загадкой. Предположительно, это Ходжа Мухаммед Хайвоки.

Ещё одно примечательное сооружение Гиссарского комплекса – караван-сарай «Хиштин» (что в переводе означает «Кирпичный»). К XX веку караван-сарай представлял собой разрозненные остатки фундаментов и стен из жженого кирпича высотой не более одного метра. Первичный вид был запечатлен только на фотографии 1913 года, по которой караван-сарай удалось отреставрировать.

Интересный памятник Гиссарского заповедника – купольная мечеть Сангин (XII–XVI вв.), что в переводе означает «Каменная». Это связано с тем, что стены мечети до половины выложены из камня. Под купол мечети вмурованы четыре керамических кувшина без днища. Таким образом, получились оригинальные резонаторы, предназначенные для улучшения акустики помещения.

Долина Хафткул.

В мире есть много мест, где природа являет человеку свою красоту, но вряд ли найдется еще такой уголок, где на небольшом пространстве рассыпаны среди чудесных горных ландшафтов, у подножий снежных гор, окруженные лесами, под безоблачно синим небом разноцветные озера, вода которых переливается всеми красками от нежно-зеленой до темно-лиловой.

Сложное пересечение хребтов и таяние прежних ледников, образовавшее валы морен, создали условия для образования множества озер в уединенных ущельях и горных цирках. В Фанских горах насчитывается до 30 озер с холодной прозрачной водой, рожденной на снежных полях высокогорий. Озера расположены на пьедесталах древних и свежих морен, образовавшихся в результате таяния и отступания ледников. И среди них особняком стоят Маргузорские озера, или, как их иногда называют, Семь красавиц Шинга. Это – нить из семи бирюзовых озер, спускающихся каскадом по широкой долине р. Шинг. Их иногда называют даже одним из семи чудес света.

Самое нижнее расположено на высоте 1598 м над уровнем моря, второе — на 1701м, и так далее. И каждое озеро выше другого, красивее и труднодоступнее. Последнее находится на высоте более 2400 м. Местные жители говорят, что тот, кто до него доберется, обретет счастье. Маргузорские озера, и особенно озеро Мижгон, красивы необычным цветом своей воды. Минеральные вещества, растворенные в воде, придают ей голубой цвет даже в пене бурной реки Шинг. Когда же непокорный Шинг разливается и превращается в спокойную гладь озера, вода приобретает густую насыщенную окраску от синего до фиолетового цвета. Тайну появления этих озер раскроет вам легенда.

Когда-то в долине жил кузнец и было у него 7 дочерей-красавиц. Однажды здешний правитель увидел младшую дочку и влюбился в нее без памяти. Отец согласился отдать ему дочку в жены, но та никак не хотела выходить за старого правителя. И решила умная девушка поставить своё условие: она выйдет замуж, если правитель построит золотой сказочный дворец. Девушка была уверена, что ему это не под силу, но, окрыленный любовью, старик совершил чудо и построил дворец за 40 дней. Поняв, что условие выполнено, красавица бросилась вниз с крыши дворца прямо в подвенечном платье в день их свадьбы. На том месте, где она разбилась, появилось озеро Мижгон, а остальные озёра образовались от слёз её сестёр. Прагматичные же геологи объясняют появление этих озёр следствием землетрясения. Одно из семи озер называется Хушёр, что переводится как «бдительность». Названо оно так потому, что вокруг него водятся ядовитые змеи. Другое интересное озеро — Хазорчашма («Тысяча родников») образовалось за счет родников и маленьких ручьев, в него также впадают реки Гиссар и Дарахти Сурх . Вокруг озера растут березы. Говорят, что семена этих деревьев рассеяли в этих местах птицы. А в древние времена через это озеро проходила одна из трасс Великого Шелкового пути. Сами по себе Фанские горы наиболее высокая часть Зарафшанского хребта, ограниченная с востока рекой Фандарья, с запада системой Маргузорских озёр и р. Шинг. Реки бассейн Зарафшана, в т. ч живописная река Шинг, протекают в узких глубоких ущельях и каньонах; сток рек зарегулирован озёрами, лежащими в их бассейнах.

Берёза, тополь, облепиха, широко распространены кустарники — шиповник, барбарис, смородина, таволга; большие площади склонов и долин покрыты луговой, степной и полупустынной растительностью (чаир, эремурус, астрагалы, луковые, полыни, мята, чабрец и др.). Долина Хафткул привлекательна не только горами, озёрами и реками, но и историей, святыми местами. Из долины Хафткул через перевал Товасанг проходит маршрут к Куликалонским озерам и озеру Искандеркул.

Древний Пенджикент

Уникальность Древнего Пенджикента заключается в том, что вся его территория вплоть до наших времен не была нарушена поздними застройками и использования под посевы. Его жилища, храмы, улицы и переулки сохранились в первозданном виде.

Древний Пенджикент можно сравнить с такими известными мировыми археологическими памятниками, как Афрасиаб, Варахша, Пайкент (Узбекистан), Нисо, Мерв (Туркмения), Ак-тюбе, Тараз, Отрар (Казахстан), Уструшана, Кафир-Кала, Хулбук (Таджикистан), Чакалак-тепа (Афганистан) и др.

Археологические раскопки охватывают около половины памятника. Раскопаны стоящая на отдельном холме цитадель правителя и некрополи. Древний Пенджикент является памятником домусульманской эпохи. Здесь с V по VII век нашей эры жили Согдийцы — предки современных таджиков, живущих в Зарафшанской долине.

На этом памятнике сохранились основные элементы древнего города: собственно городище (площадью 13,5 га), цитадель правителя (2,5 га ), рабад (загородные усадьбы, площадью около 70 га) и некрополь.

Шахристан – это собственно город, окруженный крепостной стеной. Внутри города раскопаны два зороастрийских храма, жилые застройки со стенами, покрытыми живописью, восемь улиц, базар, торговые лавки, остатки ремесленных мастерских и оборонительные сооружения. Каждый зажиточный согдиец в древнем Пенджикенте имел в своем доме торжественный парадный зал с настенными росписями клеевыми красками по сухой штукатурке и резными деревянными рельефами. Согдийцы восприняли многие достижения великих цивилизаций своего времени, поэтому в их искусстве можно обнаружить и византийские, и иранские, и индийские черты. При всем том само согдийское искусство обладало своим неповторимым стилем, отличавшимся разнообразной тематикой. Свидетельством тому согдийская живопись, в которой отразились литература, фольклор, обряды и обычаи согдийцев, о которых до начало раскопок в Пенджикенте почти ничего не было известно.

В городе жили купцы, которые вели караванную торговлю по Великому Шелковому пути, протянувшемуся от Рима и Византии до Китая. Одна из трасс этого пути проходила через Пенджикент. Сейчас твердо установлено, что именно
согдийские торговцы преобладали на Великом Шелковом пути, выполняя роль посредников между Западом и Востоком. Пенджикент дает особенно полное представление о городской культуре не только Согдианы, но и всего Великого Шелкового пути. Согдийцы древнего Пенджикента были не только крупнейшими организаторами международной торговли в Азии, благодаря им многие культурные ценности одного народа Азии становились достоянием народов веьма отдаленных регионов.

Пенджикентская цитадель Кухандиз (площядь 2,5 га) в плане очень близка к Варахшской (Бухарской) цитадели. Она состоит из двух частей: замка (внутреннее укрепление) и примыкающего к нему с востока дворца (наружный двор). И замок и дворец укреплены отдельной крепостной стеной, причем первый из них — замок — с юга и запада — двойной линией стен.
Многолетние раскопки показали, что на территории цитадели накануне арабского завоевания находились два крупных здания — донжон и дворец. Донжон — это монументальное сооружение, состоящее из платформы размером 26 х 26 м, высотой от окружающей поверхности двора 2,5 м и цоколя над платформой размером 18 х 18 м, высотой 8 м.

Главным зданием цитадели является дворцовый комплекс. Он раскопан у подножья замка правителя. Комплекс этот состоит из трехъярусного зала, размером 22 х 12,5 м, с царской тронной лоджией, и трех малых залов, размерами 11 х 10 м. К залам дворца с запада, юго-запада и севера примыкают парадный айван длиной 12 м, и парадный коридор длиной 45 м. По сохранившимся на поверхности их стен остаткам отдельных деталей росписи, можно предполагать, что все парадные помещения были некогда украшены многокрасочными росписями. Дворцовое здание с юга, востока и севера было окружено подсобно-хозяйственными помещениями и жилищами, для обслуживающего правителя персонала. Дворец одновременно с шахристаном сильно пострадал в результате пожара, связанного с событиями 721—722 годов. Парадные помещения были сожжены, росписи преднамеренно сбиты со стен и растоптаны. Некрополь расположен к югу и юго-западу от шахристана.

Это уникальное кладбище домусульманского Согда. До раскопок некрополь в целом представлял собою вытянутые цепочки и группы отдельно стоящих холмов. Р а б а д — пригородное поселение, расположен к востоку и юго-востоку от шахристана.

Площадь пенджикентского рабада в несколько раз превышает территорию города. На его территории находится более двух десятков отдельно друг от друга расположенных искусственных холмов. Раскопки показали, что каждый холм состоял из отдельных домов с тремя и четырьмя помещениями, каждое из которых, в свою очередь, имело особое назначение: спальное, кухонное, приемное, производственное и т. д. Здесь так же, как и в большинстве домов шахристана, был обнаружен пандус, ведущий на второй этаж или крышу.

Таким образом, изучение ряда пригородных домов показало, что пенджикентский рабад к VII—VIII вв. начал складываться как единый топографический организм, являющийся неотделимой частью раннефеодального города. Спустя некоторое время, Рабад был включен в черту города и окружен оборонительной стеной, которую мы видим в Самарканде, Бухаре, Худжанде, Термезе и других средневековых городах.

В целом раскопки Пенджикентского городища позволили с большой полнотой изучить строительное дело и основные черты архитектуры городских сооружений в древности.

В итоге выяснилось, что архитекторы Пенджикента были знакомы с традициями архитектуры Месопотамии, Бактрии, Ирана, что позволяет поставить архитектуру Пенджикента в один ряд с мировой архитектурой. С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей и одновременного уважения национального достояния древний Пенджикент можно считать образцом. Здесь можно видеть, какой высоты уже в те далекие времена достигла культура Средней Азии. При этом связь согдийцев с главными очагами мировой цивилизации была постоянной и взаимообогащающей.

Горячий источник Гармчашма

«Гармчашма» находится в среднем течении одноименной реки (правого притока Пянджа), в юго-западных отрогах Ишкашимского хребта, на высоте 2325 метров над уровнем моря. Любопытно, что в старых географических привязках упоминаются по крайней мере два первоначальных названия указанной реки: Андероб и Ростйу-дара, но сейчас наименование источника прочно закрепилось и за самой долиной. Эта долина, верховьями уходящая к остроконечному пику Маяковского, на всем своем протяжении «врезана» в однообразные толщи серых гнейсов и кристаллических сланцев докембрийского возраста. Эти породы хорошо обнажены и почти не закрыты растительностью, лишь в основании склонов их перекрывают рыхлые речные и обвальные накопления. Когда подходишь к источнику, то кажется, что травертиновые террасы Гармчашмы восстают прямо из этих наносов.

Травертиновая горка высотой 7-8 метров несколькими уступами опускается почти к руслу реки. Мраморовидные уступы следуют друг за другом через каждые 0,5-1,5 метра и отделяются чуть нависающими карнизами из плотно сросшихся сталаткитов. На отдельных уступах находятся мелкие ванночки, огороженные невысокими бордюрами. Горячая вода, переливаясь через края этих ванн, отлагает кальцит, в результате чего уступы выдвигаются все дальше и дальше. Вода в ваннах всюду бирюзово-голубая, а температура ее разная, в зависимости от близости к фонтанирующим струям источника. На дне ванн в обилии встречаются некрупные (0,3-4 см) концентрически-слоистые шарики, также состоящие из кальцита. В качестве незначительной примеси они содержат еще кремнезем, окислы магния, алюминия. В одном литре воды содержится около трех граммов различных солей, главным образом кальция и натрия. Высокое содержание извести, по-видимому, обусловлено наличием на глубине карбонатных пород: известняков и доломитов. Кроме того, гармчашминские термы сильно газированы углекислым газом, в меньшем количестве они выделяют сероводород.

Сами выходы на поверхность довольно необычны: наклонные струи выбивают из траветринового массива на высоту до 60 см. Количество таких фонтанчиков сейчас невелико, но лет 50 тому назад насчитывалось шесть больших (до 1 метра) и семь малых (до 15 см) грифонов. Общее количество воды, выделяемой источником ежесекундно, или как говорят дебит, невелико и составляет около шести литров. Но и этого вполне достаточно, чтобы образовать у подножия горы настоящий горячий бассейн глубиной более полуметра. Этот бассейн искусственный и принадлежит известной у нас в стране водолечебнице «Гармчашма».

Сама лечебница находится чуть ниже, в пойме реки, и состоит из нескольких корпусов, в которых размещается около 200 больных. Лечат здесь очень сложные кожные, костные и нервные заболевания, причем лекарством служат не только ванны, но и не менее горячее солнце, а также лечебные илы, накапливающиеся на дне бассейна. В этих илах, помимо карбонатных соединений, в ощутимых количествах содержатся железо, алюминий, магний, стронций, фтор, сера. Часть термальных вод источника по трубам направляется в здание водолечебницы, где также устроены специальные ванны. Вот только трубы, опоясывающие травертиновую горку, неприятно сочетаются с этим сказочно красивым творением природы.

Городище Хулбук — IХ-ХI вв.

Хулбук — название города, которому соответствует современное Курбан-шаид, расположенное в 7 км на северо-запад от Восе (Кулябская область). Городище, ныне почти целиком находящееся под современной застройкой, занимает достаточно большую площадь. Так, только центральная часть его это около 70 га. На юго-западной части городища находится цитадель. Раскопки производились в небольшом объеме на территории шахристана (собственно город), обширные раскопки также велись на цитадели. При раскопках в шахристане выяснилось, что жилые помещения строились большей частью из жженого кирпича. Сырцовый кирпич применялся то в комбинации со жженым, то самостоятельно. Дома были благоустроены, стены покрывались белой или цветной штукатуркой, полы имели паркетную выкладку из фигурных терракотовых плиток, существовал городской водопровод. На территории города функционировали ремесленные мастерские.

Прямоугольная цитадель (50 х 150м) двухчастная: южная ее часть (50 х 50 м) более высокая (15м над окружающей местностью) раскопана почти полностью, северная — значительно ниже (10 м над окружающей местностью), и раскопана в значительной степени. На территории цитадели располагался дворец, который пережил два периода существования.

Раскопки Хулбука значительно обогатили представления об архитектурно-декоративном искусстве средневековой Средней Азии. Обнаружено свыше пяти тысяч фрагментов резного штука, в том числе целые или почти целые панно. В хулбукском штуке представлены в основном растительные, зооморфные и эпиграфические мотивы, штук раскрашен.

Принципиальную важность имеют находки настенной живописи. Многие ученые полагали, что искусство настенной живописи исчезло в Средней Азии с приходом ислама. Однако в газневидских дворцах Афганистана, как сообщает автор XI в. Байхаки, такая живопись существовала, и это подтвердили находки, сделанные при раскопках Хулбукских дворцов. Сейчас, благодаря открытиям в Хулбуке и Сайёде, можно утверждать, что искусство настенной живописи существовало и в средневековой Средней Азии. Это говорит о глубокой преемственности и устойчивости культурной традиции.

Обильна и разнообразна обнаруженная в Хулбуке бронзовая, стеклянная и керамическая посуда. Уникальным является набор шахматных фигур из слоновой кости. Имеются изделия из камня.
Нижний дворец существовал на протяжении IХ-Х вв., верхний — XI-ХП вв.

Раскопки городища Курбан-шаид (Хулбук) велись в 1953-1954 гг. Е.А.Давидович и Б.А.Литвинским, с 1957 года и по 1994г — Ю.Якубовым, 2003-2006 гг.

Долина Сари Хосор

Местность Сари Хосор расположена в отрогах горного хребта Вахш, в верховьях реки Сурхоб, примерно на высоте 1200-1600 метров над уровнем моря. Это красивейший уголок Таджикистана. Джамоат селений Сари Хосор с административным центром Шахидон с 1996 года учрежден в составе Балджуванского района Хатлонской области. Сари Хосор богат рекреационными ресурсами. Здесь сохранились уникальные исторические и природные памятники, которые дают ясное представление о жизни, быте, традициях и народных ремеслах жителей этого региона.

Рельеф Сари Хосора очень сложный и своим разнообразием отличается от рельефа других регионов страны. Ландшафтное строение Сари Хосора составляют низкие горы, склоны гор и высокие горы. Большая часть рельефа этой местности средние горы, которые расположены на высоте 1200-1300 метров над уровнем моря. Промежуточная высота границ данной местности от 1200 до 3500 метров над уровнем моря, что свидетельствует о разнообразии экологии данной местности. Гидрографию Сари Хосора составляют реки Сурхоб, Тира, Оби Мазор, Шуробдарё и Шаршараи Пушти Бог.

Название Сари Хосор имеет древнюю историю и содержит в себе очень много значений. По мнению местных жителей, Сари Хосор – это название одного из селений, которое расположено на возвышенности холма с белым песком, то есть «Сари Хоксор».

Как уже было сказано, природа Сари Хосора уникальна по своей красоте и многообразию. Удивительная гармонии царит в этом поистине райском уголке: леса плодовых деревьев по обе стороны ущелья соседствуют с тучными лугами и каменными массивами скал.

Водный поток, берущий свое начало с горных вершин, протекая вдоль всего ущелья, питает долину. Прозрачные родники, тенистые рощи орешника, многолетние чинары и многообразие животного мира, и над всем этим лазурный купол безоблачного неба.

Население нескольких кишлаков, расположенных в долине, немногочисленно.
Жизнь этих людей подчинена условиям, в которых они живут поколениями уже на протяжении не одного века. А потому они давно научились жить в мире и гармонии с природой, не противодействовать, а содействовать ее преображению, быть не творцами, а послушными детьми.

Еще одно из красивейших мест долины расположено вблизи кишлака Мулокони. С высоты 50 метров низвергается каскад водопада, рассыпая вокруг себя миллионы брызг, переливающихся на солнце всеми цветами радуги.

С целью развития туризма в данном регионе продолжается строительство реабилитационного центра и других объектов отдыха и развлечения.

Древнее поселение Саразм

Древнеземледельческий памятник Саразм был обнаружен осенью 1976 г. археологом Абдуллоджан Исаковым. Памятник расположен в 15 километрах к западу от города Пенджикент и в 45 километрах к востоку от города Самарканд.

Первоначальная площадь памятника составляла около 130 га. Городище интенсивно обживалось в течение более тысячи лет, наибольшего расцвета достигло в период позднего энеолита и ранней бронзы.

Выделены четыре последовательных хронологических периода, которые с учетом радиоуглеродных анализов датированы следующем образом: период I — 3500-3200 гг. до н.э.; период II — 3200-2900 гг. до н.э; период III — 2900-2700 гг. до н. э.; период IV — 2700-2000 гг. до н. э.

Основу экономики жителей Саразма составляли земледелие, как поливное, так и богарное, скотоводство и специализированные ремесла. С конца IV тыс. до н. э. поселение Саразм превращается в один из крупнейших центров металлургии Центральной Азии. Этому способствовали богатые ресурсы гор верховья Зарафшана – таких как золото, серебро, медь, свинец и олово.

Устойчивая экономика и высокоразвитая материальная культура Саразма были характерными чертами Зарафшанского центра раннеземледельческих культур Центральной Азии.

Саразмийцы, расширяя зону своих контактов, к середины IV тыс. до н. э. установили культурные и торговые связи с древнеземледельческими центрами Южной Туркмении, Ирана, Белуджистана, Индии и Афганистана. Таким образом, городище Саразм является уникальным памятником, который отразил в себе самые различные культурные связи и контакты народов эпохи энеолита и ранней бронзы.

Результаты научных исследований на поселении Саразм обсуждались на многих международных симпозиумах – в Таджикистане (1979г. и 1994 г.), Вашингтоне (1981 г. и 1986 г.), Париже (1985 г.), Германии (1992г.), Иране (2003г.), Италии (2007г.) и Африке (2008г.)

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 21 сентября 2001 года под №391, 5500-летний памятник Саразм Пенджикентского района был объявлен историко-археологическим заповедником, как центр формирования культуры земледелия, ремесле и градостроительства таджиков.

Телефон:
Не указан
Адрес:
Не указан
Категория:
Путеводитель
Метки:

Спецпредложения

Смотреть все спецпредложения (15)


Последние отзывы

О работе этой компании еще нет ни одного отзыва. Бывали здесь? Напишите отзыв

Обзор компании

О работе этой компании еще нет ни одного обзора. Бывали здесь? Напишите первый отзыв

 

Ваша оценка

Полный отстойНеудовлетворительноТак себеХорошоОтлично  Поставьте оценку заведения по 5-ти бальной шкале
Loading ... Загрузка...

Ваш отзыв

Хороший отзыв состоит примерно из 300 символов. Не пишите малосодержательные отзывы, не используйте нецензурную лексику - такие отзывы будут удалены.
Политика модерирования отзывов.

×
Авторизация

×
Авторизация
?
Добавление электронной почты

Пожалуйста, укажите адрес электронной почты

×
Выберите раздел
×
Сообщить об ошибке

Если вы обнаружили ошибку в данных о компании выберите ее из предложенного списка или, указав другое, опишите ее в свободной форме

×
Пожаловаться

На что жалуетесь?

×
Пожаловаться

На что жалуетесь?

×
Код для сайта